Алексей Марков (alexeymarkov) wrote,
Алексей Марков
alexeymarkov

Вспоминая молодость, ч.1

Давно я хотел опубликовать свои горнолыжные заметки с сайта carver.ru, да всё руки не доходили.
Прочитал всё заново, порадовался :) Вот первая история, написана семь лет назад. Выкладываю без исправлений, хотя молодого пафосу, конечно, следовало бы поубавить. Фоток нет.



Шамони


Французские поезда — далеко не самые поездатые поезда...
Ну, решено! Едем в Шамони. В процессе подготовки был закуплен модный комбинезон, перчатки и билеты из Парижа и обратно. На работе были вырваны 2 выходных и ночью со среды на четверг произошло собственно перемещение в Шамони. Теперь рассказываю, как купить билет.

Соответственно, интересует пункт назначения Chamonix Mont Blanc (через St Gervais) — ночной в 22.30, примерно в 8 утра пересадка в этом самом St Gervais; или дневные, которых штук пять. Дневные идут 6-7 часов, это весьма напряжно, лечь нельзя. В Grenoble все проще — три часа на скором поезде, четыре раза в день, билеты 460 франков туда-обратно. Мы оба раза ездили вечером, брали гостиницу в Гренобле, а рано утром ехали на автобусе на базу. Автобус идет минут сорок, карусели там покруче Диснейленда — чумные водилы гоняют по горам как дьяволы. Но про Гренобль в другой раз.

Ночной поезд Париж — Шамони в четверг вечером стоит 287 франков, в воскресенье вечером — 295 франков. Это во втором классе с кушетками, с карточкой 12-25 лет, которая стоит 260 франков и дает скидку 50 процентов на почти все поезда.

Первый вопрос кассира ввергает в шок: "Вам какую полку — верхнюю, нижнюю или среднюю?". Да, мой горнолыжный друг, так оно и есть, в купе шесть полок. Четыре — это в первом классе. А тут сидеть в приципе нельзя, места нет. Но самое ужасное — их длина: невозможно, так сказать, протянуть ноги! Зато дают бутылочку воды. Для чемодана места тоже не нашлось, но нашлось для огромной лестницы (для инвалидов она, что ли?). А эти прекрасные половинчатые спальные мешки! Ночью в них можно запутаться, упасть, и больно удариться об эту самую лестницу: все продумано до мелочей. Простыней нет, зато подушка запакована в целлофан. Чтоб не замаралась. На обратном пути дали еще затычки для ушей и чудесную освежающую салфетку. Чтоб было удобно и комфортно.

Садиться обязательно в свой вагон — может оказаться, что разные вагоны идут в разные места. Еще одна особенность французских железных дорог — билеты надо обязательно прокомпостировать в специальных оранжевых автоматах на платформе, иначе ты — злостный нарушитель.

Уже на вокзале замечаю ребят с досками и с лыжами — значит, снег есть. Или они тоже попали. Ладно, поехали.

Хотя нет, стоп. Все же едут из Женевы. Рассказываю: автобус как минимум тридцать баксов на человека, да еще надо попасть в расписание. Такси будет стоить 1200 франков (примерно $180) на троих и чуть-чуть дороже на четверых. Если у вас есть швейцарская виза, то такси будет стоить 950 франков. Но можно всех обхитрить, и взять такси только до ближайшей французской железнодорожной станции. Станция эта называется Annemasse, поезда оттуда в Шамони (возможно, с пересадкой) ходят довольно часто и стоят, я думаю, не более 100 франков на человека. Так что есть над чем поразмыслить.

6 декабря, четверг
Приехал рано, подлый таксист запросил с меня 50 франков, хотя до гостиницы доехали минуты за три. Отель Le Morgane, $40 с человека за ночь в дубле, с завтраком. После 20 декабря дороже. Полотенца меняют каждый день, в номере мини-бар, телевизор и сейф. Внизу бесплатные баня и бассейн. Моя комната была еще не готова, зато добрые девушки на ресепшн разрешили мне бесплатно позавтракать. У них же и навел справки: неподалеку есть боулинг, подъемник на Aiguille du Midi в двух шагах, подъемник на Brevent в пятнадцати минутах ходьбы. Единственная неудачка — трассы открыты только на Brevent, и их только три (зеленая, синяя и красная вариация синей). Погоревал немного, и залег досыпать ночь. К трем часам из Москвы подъехала родная семья, пошли обедать.

Большинство ресторанов в Шамони подло закрыто с трех до семи, но мы отыскали один в центре, рядом с почтой. Всей семьей взяли местный деликатес Fondue (фондю) — горшок горячего сыра — 600 франков на четверых с вином и десертом. Указание: оно хоть может и на любителя, но попробовать обязаны все. Пробованию также подлежат: Pierrade (мясо на горячем камне, жарим сами), Tartiflettes (картошка и ветчина, запеченные в сыре) и местное розовое вино (Savoie Rose). По причине распития последнего и закрытия подъемников в 16:30, на лыжи было решено забить.

Вечером заглянули в боулинг, оказалось, что он открывается только в восемь. С нетерпением дождались открытия, и начали катать шары. Одна партия на человека (время неограничено) — 45 франков, туфли 10 франков, есть бар, бильярд и игровые автоматы. Боулинг можно найти, если идти от подъемника Aguille du Midi вдоль речки, в сторону от Швейцарии.

Еще в центре городка есть кинотеатр, но на английском там был какой-то бред, а на французском пусть сами смотрят.

7 декабря, пятница
Встали в 8 утра, позавтракали — и в горы. Точнее, в гору, на Brevent — больше некуда. Прокат у самого подъемника, арендуем экип: семье выдали три (в смысле, шесть) каких-то Dynastar за 55 франков на полдня, мне Volkl Syntro S10, 190 сантиметров длиной, за 90 франков. Ботинки не записал какие, с виду черные. Подъемник стоил 87 франков на полдня, и 75 если еще нет пятнадцати лет. Это до 20 декабря, потом дороже.

Начинаем сезон на зелененькой трассе, пытаясь вспомнить, как же это я катался по черным в прошлом году. Вспоминается, честно говоря, с трудом. Хотя лыжи едут хорошо, контроль тоже хороший, ботинки сидят неплохо, в общем, сплошное удовольствие. Радуют глаз и даже вызывают некоторую зависть дети, которые катаются змейкой за инструктором просто как гонщики. Добрая тетя у подъемника приветливо вставляет якоря между ног отдыхающих.

Пытаюсь держать лыжи параллельно на поворотах, пока что с трудом. Все тянет откинуться назад и поворачивать на прямых ногах. В конце концов это надоедает, и я начинаю гордо показывать скоростной спуск с фонтаном снега у подъемника (большего я пока показать не могу, так что доволен и этим).

Вторую половину дня было решено посвятить прогулкам, благо на улице 10 тепла. Весь Шамони, в общем-то — собрание магазинов сувениров и спортинвентаря. Больше там ничего нет. Правда, мы нашли закрытый каток и открытые корты (если идти от центра в сторону Швейцарии). Всем можно при желании воспользоваться по разумным ценам.

Вечером заказали в отеле баньку и круто запарились. Бассейн там хоть и маленький, но хороший. Есть еще турецкая баня, по-местному Hammam. В гостинице заметное оживление — начал съезжаться народ, причем толпами — уик-энд, типа.

8 декабря, суббота
Встали опять рано, туманище ого-го. Плотный завтрак. Туман и не думает рассеиваться. На улице резко похолодало, одеваю вторые штаны. Такое чувство, что катания сегодня не будет — Brevent не видно вообще. Решаем совершить экскурсию в небеса, на Aiguille du Midi. Внезапно приваливает счастье — сегодня какой-то праздник, на подъемник вместо 207 франков с человека пускают за некое пожертвование; что интересно, обязательное. Добрый папа пожертвовал 20 баксов (все равно сотню экономим), французы от такой щедрости просто обалдели.

Поднимаемся сквозь облака, нас встречает град, холод и ветер. 1-ая ступенька — 2300 метров, вторая — 3800 метров. Честно говоря, страшновато. На самом верху есть деревянный мостик, для интереса попробуйте перегнуться через перила. Если, задыхаясь, подняться по лестнице, можно найти смотровую площадку, кафе и ресторанчик. Видим самоотверженных альпинистов, причем некоторые идут с лыжами. Valee Blanche, догадываюсь я. Официально еще не открыта, там даже заборчик такой специальный, чтоб не выпасть ненароком.

Там же, наверху, пересадка на фуникулер в Италию. Он еще не работал (а вообще еще за 100 франков можно ради интереса проехаться, только не забудьте паспорта).

Через час спустились вниз, туман начал понемногу рассеиваться. Напротив отеля (по avenue Aiguille du Midi) обнаружился чудо-магазин. Штаны — от 125 франков, куртки от 150, перчатки от 50. Это раза в четыре дешевле, чем в остальном городе. Обязательно посетите.

Во вторую половину дня пошли кататься. Кстати, подъемник стоил уже 96 франков (вчера утром — 87). Это, видимо, потому, что открыли черную трассу с самого верха. В этот раз взял лыжи «покруче», по крайней мере так мне сказали: Dynamic FreeRide, 190 см, и ботинки Nordica Trend. Вот тогда-то я и понял, что некоторые ботинки сидят просто лучше, и ездить в них куда удобней. Дал себе слово перемерить в магазине все, что возможно.

Лыжи и вправду оказались покруче — ехали быстрее и контроль был очень хороший. Правда, мне это сначала скорее мешало, один раз даже свалился, но потом попривык. На этот раз начал осваивать хорошую синию трассу с красным слаломным вариантом. Попутно пытаюсь «карвить». Обнаруживаю интересную особенность — как только лыжу чуть-чуть закантуешь, она (сюрприз!) сама начинает поворачивать. У меня почему-то в конце поворота лыжи начинали ехать наверх, в гору. Очень забавно.

Под конец дня созрел для черной трассы — но вдруг на Brevent выпал дикий туман и фуникулер туда закрыли. Наверное, к счастью. Однажды заехал в сугробы вперемешку с голой землей, и люди с подъемника насладились чудным спектаклем, пока я пытался развернуться. Один раз остановили якорный (который не кресельный) подъемник. Тому, кто был в это время на горке, пришлось весьма несладко. Вокруг опять гоняли дети — будущие чемпионы. Много досочников, с нелепыми ужимками пододвигающихся к подъемнику. Видел снегоход с носилками, стало немного не по себе. Так и прошел день. Последний спуск в Шамони — в 17:00, до него и доездил.

Вечером город ожил. Толпы народу, несмотря на дождь. Еще раз сходили в боулинг, там уже была очередь. Ужинали в китайском у центральной площади — 720 франков на четверых, но всем очень понравилось.

9 декабря, воскресенье
Открылась база в Grands Montets, туда и было решено поехать. На утренний (кстати, бесплатный) автобус мы опоздали, вызвали такси. За пятнадцатиминутную поездку шофер содрал с нас 150 франков, но впоследствии оказалось, что это стандартная такса. Так что надо собираться в группировки по четверо или не опаздывать на автобус.

Там повыше, чем на Brevent, и снега побольше. На день подъемник стоит 140 франков (после 20 декабря — 200), на полдня 114 франков. Идет он, в отличие от медленного Brevent'ского всего четыре минуты, но очередь тут несравненно больше.

Экип взял опять внизу у подъемника, но прокат тут бедноватый (или просто все хорошее уже разобрали). Достались ботинки Rossignol, и хотя я поменял две пары, все равно был недоволен. Лыжи дали Dynastar Vitesse 185 см, и это оказался отстой. То ли они мне были коротки, то ли на них неправильно поставили крепления, но конроля не было в принципе, они ехали сами по себе. Правда, на длинных прямых спусках они свое название (Vitesse — скорость) оправдывали, мне все равно на них не понравилось. Но и заплатил я всего 135 франков за целый день.

Обедал я наверху в кафе Lognan, отдал 90 франков за какую-то дрянь. Ладно хоть лыжи не украли. Пиво, кстати, там дают в таких смешных 150 мл кружечках. Чтобы, видимо, не напиваться. И на самом деле, никто не напивается. Короче говоря, не ходите туда, люди.

Еще на фуникулере в глаза сразу бросилось множество Salomon X-Scream и Rossignol Bandit. С обидой подмечаю, что лыжи у всех куда шире, чем у меня. Будем брать мастерством, решаю я. И погнал.

Гонять в Grands Montets — одно удовольствие. Синяя трасса достаточно простая, и разогнаться можно так, что свист в ушах будет под стать хлопку от прохождения звукового барьера. Кататься я не мастак, вот и ездил напрямик. Из глаз (в очках!) ветер выдавливает слезы, одной рукой держу шапку, чтоб не слетела, второй демонстративно сморкаюсь. Гонщик, не иначе. Ноги только дрожат.

Продолжаю изучать карвинг. После некоторых экспериментов понял, что если наклониться немного вперед, то лыжи гораздо легче встают на кант. Скорость на поворотах немного возросла. Начинаю немного приседать. Все круто, как это я раньше не догадался. И последний штрих — наклон в сторону поворота. Как же это можно поцарапать уши? Как-как, когда упадешь на ухо и тебя протащит метров десять по ледку. Вот и готово — карвер.

А особенно было интересно, когда на тоненький ледок выпал беленький снежок. Я как раз решил прокатиться по красненькой, которую в некоторых местах до льда раскатали. Тут еще и туман. Да и лыжи не повинуются. Это, ребята, чума. Под конец бешеных шпагатов на льду ноги у меня не выдержали и я начал падать через каждые десять метров. Но, внимание, трюк:

При падении четко контролируем ситуацию. Полету тела не сопротивляемся, а наоборот, продолжаем его в виде полного кувырка. Приземлившись, сразу же встаем на лыжи и, не теряя скорости, — поехали дальше! Выглядит это гораздо романтичней простого падения, так что изучайте и тренируйтесь. Обалдевшие французы не раз меняли улыбки на восхищение, увидев это сальто на снегу в моем исполнении. Упражнение: добавив вертикальную бочку к нашему кувырку, получаем еще и разворот практически на месте. Учить всем.

А часам к трем выпал уж очень сильный туман, и катание закончилось. Автобуз довез меня в Шамони, и переодевшись, я побрел на вокзал. В шесть утра уже в Париже, а в девять — уже на работе. Запасать силы на Гренобль.
Tags: путешествия, спорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments